РЕКЛАМА ЧЕРНИГОВ

Рекламные компании в Чернигове

О тенденциях

Рынок сухих завтраков “родился” в Украине на заре рыночных реформ. Тогда импортная овсянка начала завоевывать желудки потребителей с тугими кошельками. Более того, поскольку “Геркулес” в грязно-зеленых пачках изрядно надоел практически всем украинским потребителям, они готовы были попробовать новый продукт — мюсли, кранчи. Но после кризиса большинству покупателей стало не до ассортиментных новаций. Формировать же спрос путем проведения широкомасштабной рекламной кампании желающих не нашлось. Импортеры снимали “сливки”, не задумываясь о будущем, а у отечественных производителей подобной экзотики и вовсе не существовало.

Только два-три года назад украинские производители начали активный выпуск сухих завтраков и довольно быстро потеснили с рынка дорогостоящую импортную продукцию. По оценкам торговцев, сейчас они продают примерно 18 тыс.т сухих завтраков на $30-35 млн, 90% продаж им обеспечивает отечественный товар.

Но по-прежнему операторы рынка крайне пассивно пропагандируют “семейство овсянковых”, и оно так и не стало неотъемлемой частью рациона питания украинцев. Нераскрученными остаются не только торговые марки, но и вся товарная категория.

 

О сбыте Реклама на билбордах в Чернигове

Оптовики. Большинство производителей и торговцев “не рвут сухожилия”, продвигая новый товар, и полагаются на эволюционное развитие рынка. Производители прямой дистрибуцией не занимаются, возлагая ответственность за продвижение продукции на посредников. Как правило, дистрибуторы ограничивают ассортимент одной торговой маркой (от трех до 10 наименований товара). Мультитоварные компании могут предлагать продукцию двух-трех торговых марок (до 30 наименований).

В то же время для мультиассортиментных компаний сухие завтраки — товар сугубо “вспомогательный”. Он обеспечивает не более 5% общего объема продаж.

Оптовая наценка на сухие завтраки, как и на всю бакалею, невысокая — примерно 10-15%. Производители предоставляют дистрибуторам и оптовикам скидки в размере 7-10%, т.е. у посредников еще есть достаточный запас прочности для работы со следующими звеньями сбытовой цепи (отметим, что норма прибыли дистрибутора может составить до 20%).

Розница. Для розницы, как и для мультиассортиментных компаний, сухие завтраки не являются товаром, обеспечивающим основной оборот. Средние и мелкие торговые точки в большинстве случаев не могут выделить достаточно площади под такую продукцию. А если место для сухих завтраков и находится, то возникает проблема неплатежей, поскольку товар часто зависает на полке мертвым грузом. Поэтому компании, занимающиеся торговлей сухими завтраками, стараются концентрировать усилия только на платежеспособных клиентах. Например, из 2500 более или менее живых розничных торговых точек г.Чернигов компании, торгующие импортной продукцией, охватывают примерно 1000.

Сейчас через крупную розницу (торговые сети, супермаркеты, cash&carry) реализуется половина сухих завтраков, 15-25% “оттягивают” на себя гастрономы, 25-35% товара продается на оптово-розничных рынках и в других типах розничных точек. Ассортимент крупной розницы составляет продукция 10 и более наименований, средних торговых точек — пяти-семи, мелкой — не более пяти наименований.

Наценка на сухие завтраки в крупной рознице не превышает 12-15%, а в других розничных точках — 25-30%.

Стимулирование сбыта. Рынок сухих завтраков в Украине сформировался практически без рекламной поддержки со стороны производителей и торговцев. Дальнейшее увеличение продаж без применения неценовых методов стимулирования сбыта невозможно. Некоторые операторы рынка уже начали это осознавать и потихоньку применяют маркетинговые приемы продвижения товара. В то же время широкомасштабная рекламная кампания для большинства из них слишком дорога, а ее окупаемость при нынешнем объеме рынка проблематична (по нашим сведениям, только ОАО “Сириалия Украина” (Бориспольский завод продтоваров) планируют проведение рекламных кампаний на ТВ). Поэтому большинство компаний ограничиваются мерчандайзингом, размещением рекламных материалов в месте продаж и проведением дегустаций в торговых точках. Новацией в продвижении стали довольно эффективные “совместные” дегустации продуктов питания. Так, в супермаркетах Чернигов были проведены дегустации мюсли ТМ Bircher Benner с питьевыми йогуртами ТМ “Баланс”.

Кстати, оптимальным местом для выкладки сухих завтраков, по мнению маркетологов, считается площадь вблизи места продажи молочных продуктов. Во-первых, оно наиболее посещаемое в магазине, а во-вторых, питьевые молокопродукты являются для мюсли сопутствующими товарами.

Увеличивает объемы реализации и организация второго места продаж (фирменные стойки, дополнительные паллеты), если, конечно, позволяет площадь торгового зала. Также в крупном супермаркете необходимо выставлять все виды продукции в два-три фейсинга (напомним: фейсинг — единица товара определенной торговой марки, выставленная в первом ряду магазинной полки). Для мелкой розницы требования намного скромнее — по одной пачке товара трех-пяти видов.

Но самое главное — маркетологи считают (и авторы с ними полностью согласны), что рекламная кампания сухих завтраков должна проводиться в два этапа: первый — убеждение потребителя в полезности продукта и необходимости его потребления, второй — продвижение определенной торговой марки. Сегодня операторы рынка применяют маркетинговый инструментарий второго этапа, обходя первый. Пока единственной попыткой обеспечить сухим завтракам хоть какой-нибудь PR — это подготовка Новоукраинским КХП совместно со специалистами Одесской аграрной академии книги о полезных свойствах и промышленных способах переработки злаковых культур.

Мало кто из торговцев и производителей осознает, что любое упоминание в прессе — несомненный “плюс” как для имиджа торговой марки, так и для компании. Такое, мягко говоря, непонимание авторы, что называется, прочувствовали на “собственной шкуре”, пообщавшись с некоторыми не самыми безвестными операторами рынка. Поэтому рискнем предположить, что ожидать интенсификации маркетинговых усилий в области PR пока не приходится.

 

© 2019 Все права защищены.